ДРАМАТУРГИЯ
ЖИЗНИ
Автор: Олеся Демьянович
Документальное кино часто воспринимают как сухую историческую хронику, а ведь героями неигровых картин становятся реальные люди. Порой режиссеры-документалисты даже не догадываются, о чем в итоге получится фильм.

В октябре 2022 года в Екатеринбурге прошел 33-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». Многие фильмы были сняты об отдаленных уголках нашей страны, куда отправились режиссеры, чтобы рассказать судьбы своих героев. Мы поговорили с конкурсантами о фестивальных фильмах и о том, что неигровое кино значит для них.
«Переправа»
2022

Режиссер:
Настя Тарасова

Автор сценария: Настя Тарасова

Оператор:
Ирина Шаталова

Продюсер: Анастасия Рыцина
ПЕРЕПРАВА
«Остров»
2022

Режиссер:
Дмитрий Ершов

Авторы сценария:
Наталья Сомга-Бичога, Дмитрий Ершов

Оператор:
Алексей Плющев

Продюсер:
Дмитрий Ершов

ОСТРОВ
«Волок. Сны о дороге»
2021

Режиссер: Сергей Карандашов

Авторы сценария: Павел Гуляев,
Сергей Карандашов

Оператор:
Марина Левашова

Продюсер:
Иван Болотников

ВОЛОК. СНЫ О ДОРОГЕ
В неигровое кино меня вел интерес ко внутреннему миру человека. Еще в школе я взахлеб читала Достоевского, потом Фрейда и даже подумывала пойти учиться на психолога.
Китайская студентка Чэнь Юэцзюэ пытается связать своё будущее с Россией, а русский фотохудожник и тренер восточных единоборств Олег –стать профессором китайского университета. Их планам благоволит даже строительство первого автомобильного моста между Россией и Китаем. Однако в самый неожиданный момент под глобальным натиском все меняется.

ПЕРЕПРАВА
Киностудия имени М. Горького (Мск)

После школы я поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. Это были 90-е годы, все довольно быстро менялось, и к III курсу я разочаровалась в профессии журналиста. Тогда в Екатеринбурге проходил фестиваль документального кино «Россия», о котором мне рассказали на журфаке. Тогда я впервые узнала, что такое неигровое кино. Мне повезло, что в это же время начала оживать Свердловская киностудия. Там была мастерская игрового кино Ярополка Лапшина. Я поступила туда и буквально за год учебы поняла, что действительно хочу заниматься кино. Тогда в руководстве киностудией был известный сейчас режиссер Алексей Федорченко и директор фестиваля «Россия» Георгий Негашев. Когда я решила попробовать поступить во ВГИК, они уговорили меня пойти учиться на документальное кино.

Настя Тарасова, 42 года – кинорежиссер, музыкальный продюсер:
В неигровое кино меня вел интерес ко внутреннему миру человека. Еще в школе я взахлеб читала Достоевского, потом Фрейда и даже подумывала пойти учиться на психолога. Меня интересовал процесс изучения человеческой души, прикосновения к бесконечному сознанию. Если бы я занималась игровым кино, то могла бы создать персонажа, вложив в него частичку себя, других людей, то есть создать образ, который не будет иметь ничего реального, потому что его не существует. А вот увидеть и погрузиться в реального человека, в его внутренний мир возможно только в неигровом кино. Это завораживает и всегда меня вдохновляет и в процессе съемок, и на монтаже.
В 2006 году, когда я заканчивала ВГИК, свой дипломный фильм я поехала снимать на Дальний Восток – в приграничную территорию между Благовещенском и Хэйхэ, где потом была снята «Переправа». Тогда Китай был совсем другим, и отношения между странами были другими. Некоторые газеты кишели информацией о китайской экспансии, угрозах. Меня это заинтересовало, и я решила снять свой дипломный фильм там. Несколько лет спустя я услышала, что планируется построить мост между Россией и Китаем именно в том месте, где я когда-то снимала выпускную работу. Тогда герои моего фильма были против этого строительства, но что же изменилось сейчас? Мне захотелось увидеть этот хронотоп в другом виде: я решила запечатлеть отношения между двумя странами на рубеже 20-х годов XXI века. Для меня главное – оставить след о нашей жизни в кинолетописи. Так и родилась идея «Переправы».

Мы работали над фильмом примерно четыре года и, конечно, было чувство удовлетворения после того, как мы сделали все, что хотели. Осенью 2022 года «Переправа» вышла в прокат в пятидесяти городах России, что стало настоящим прорывом для документального кино в нашей стране.

В судьбах обитательниц маленького острова Залита, как в зеркале, отразилась суть глубинной российской жизни – любовь и верность Родине, терпение и ответственность, вера в Бога.

Я пришел к неигровому кино благодаря своим родителям. Отец у меня горный турист, и всю жизнь я то ждал его из походов, то вместе с ним лазал по горам. Виды природы меня сильно вдохновляли. Через какое-то время я понял, что все это нужно запечатлеть. Родители рассказывают, как я все детство пробегал с камерой и записывал видео, когда мы выезжали в лес за грибами или на озеро. Я снимал природу из окна машины и восхищался ею. Но в игровое кино меня никогда не тянуло. Я хотел что-то “рассказать” другим людям через природу, через то, что меня окружает, нежели через какую-то придуманную историю.
Дмитрий Ершов, 23 года – режиссер документального кино и группы подготовки эфира ВГТРК ГТРК «Псков»:
Большую часть своего детства я провел в Пскове. Там я постоянно слышал о каком-то острове, где живет старец, к которому ездит вся Россия. Я не придавал этому никакого значения до тех пор, пока не стал учиться в институте. Меня увлекла тема православия, и я решил съездить на остров Залита. Я ощутил его как свое место силы: мне было невероятно хорошо, и я уже не смог душой оттуда «уехать». Я все время стал думать об острове. В какой-то момент даже замышлял бросить все, уехать туда, построить дом и просто жить. Когда встал вопрос о дипломном фильме, я понял, что он будет именно про остров, про мое место силы. И мне очень повезло в первый съемочный день: я встретил отца Андрея, который очень редко приезжает туда, и он помазал меня на фильм. Тогда я точно понял, что сделал правильный выбор и нужно снимать.



















В общем, фильм получился о любви к своей Родине, о сохранении истории родного края и всей страны. Судьбы жителей Залиты связаны с большими историческими событиями, и героини моего фильма смогли описать все, что происходило с нашей страной, через их маленький остров. Я задумывал передать триединый образ мира. В первую очередь, остров расположен на границе воды и земли, прямо посреди озера. Также Залита находится на границе России и Эстонии, то есть двух разных мироощущений и миропониманий. И, наконец, этот остров существует на границе земли и неба. Почти все его жители верующие, рядом с ними жил великий православный подвижник.

Сейчас на Залите живет около ста человек, и каждый ощущает себя на своем месте. Например, мы познакомились с учительницей, которая ведет уроки для четырех детей. Она ходит в школу только ради них и рада тому, что сможет их чему-то научить. Еще мы снимали рыбачек, которым уже по девяносто лет, и они с таким восхищением рассказывали о своей молодости. Хотя послушаешь, поставишь себя на их место и подумаешь: «Чему там радоваться?» А люди рады. Эту радость я и хотел отразить в своем фильме.
Герои фильма решили пройти на лодках по водно-волоковым путям почти 3000 км, как ходили этими путями тысячу лет назад, во времена Древней Руси, их предки – торговцы и предприниматели. Съемочная группа в течение полутора месяцев наблюдала за событиями, происходившими во время этого путешествия.

ВОЛОК.СНЫ О ДОРОГЕ
Я закончил мастерскую Алексея Юрьевича Германа – замечательного советского и российского режиссера. Учились мы на игровое кино. Герман – человек очень скрупулезный. Многие знают, что кадры из его фильмов используют как историческую хронику. Работая стажером на его фильмах, я впитывал это ощущение достоверности. Документалистика привлекла меня тем, что, если в игровом кино все происходит по сценарию, то в документальном жизнь иногда поворачивает сюжет так, что ты никогда бы об этом не догадался и никогда бы такого не придумал.

Через людей, которых мы встречали на прошлых проектах, мы узнали про экспедицию по Северному морскому пути до Анадыря на поморских судах, которые называются «кочи». Эта история потянула за собой людей, которые изучали древние волоковые пути. Благодаря тому, что раньше были очень серьезно развиты водно-волоковые пути, Россия сейчас имеет такую огромную территорию. Эта тема нас очень заинтересовала, и мы решили присоединиться к экспедиции. Она была организована фондом «Русь исконная» под руководством Василия Киреева и Русским географическим обществом.

Сергей Карандашов, 59 лет – режиссер-документалист, преподаватель кафедры киноискусства Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусства:

Ребята не очень хотели видеть нас на своем борту (*смеется*), потому что мы, с их точки зрения, могли им помешать. Да и какой-то особой рекламы им не надо было. Они просто шли заниматься своим любимым делом. И только благодаря Географическому обществу, которое настояло на том, чтобы нас взяли, это случилось. Нас приняли достаточно быстро, потому что мы делали практически все, что делали они. А оператором была Марина Левашова – замечательная девушка: где-то борщик приготовила, где-то еще что-то. Сами понимаете, навела мосты. Поэтому в итоге нас приняли в команду, и люди постепенно раскрылись.

Это, на мой взгляд, стало главным моментом, потому что в общем это кино получилось не столько об экспедиции, сколько о людях. Это не научно-популярный, а именно документальный фильм. В центре документального кино – человек во всем его многообразии и отношения между людьми. Мой коллега показал это кино своим студентам во ВГИКе и спросил их: «Как вы думаете, о чем этот фильм?». Они сказали: «Этот фильм о свободе». И, вы знаете, я тоже это понял. Этот фильм действительно о свободе, о тех людях, которым захотелось, и они пошли. Наша страна не могла бы быть такой огромной, если бы в менталитете не было зова дороги. Люди, которые когда-то давно уходили в такие экспедиции, не знали, вернутся они или нет. И, собственно, об этом получился фильм, о свободе и о том, что твой путь – это твоя судьба.
Мне было невероятно хорошо, и я уже не смог душой оттуда «уехать»
Студия «Автор» (СПб)

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПб)

ОСТРОВ
,,
Этот фильм действительно о свободе, о тех людях, которым захотелось, и они пошли
ВПЕРЕД > ВПЕРЕД > ВПЕРЕД
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website