Авторы:
Арина Кузнецова
Анастасия Петрова
Фотографы:
Александра Полякова
Александра Дёма
«Театр — территория свободы», а свобода предполагает диалог. Профессиональный театр почти всегда говорит. Говорит о прошлом, настоящем и будущем, о сущности человека и его борьбе с собой. Иногда зритель может забыть, что театр делают такие же люди, как он сам. Просто эти люди умеют не бояться. Не бояться себя и своих мыслей. Но прежде, чем научиться говорить, в театре нужно научиться молчать.
МОЛЧАНИЕ
КРИК
.
I. КРИК
Мастерская Брусникина — особенный театр, который делают молодые для молодых. Они не боятся говорить. Для них не существует тем, которые лучше смягчить, отложить или вовсе проигнорировать. Спектакли «брусникинцев» посвящены размышлениям о прошлом, настоящем и будущем. В них поднимаются вопросы внутренней свободы и принятия выбора, сущности войны и взаимоотношений человека и государства. Смелая тематика, отсутствие самоцензуры и табу дополняются экспериментальной театральной формой.
Спектакль «shoot / get treasure / repeat», прошедший весной 2023 года, поставлен по методу немецкого драматурга Бертольда Брехта. Одна из главных черт этой системы, отчужденность действия, ощущается сразу при входе во второй корпус «Музея Москвы». Невозможно представить более странного места для театральной постановки: огромное пространство с кирпичными стенами, напоминающее подземную парковку, широкие обшарпанные колонны и собранный специально для мероприятия зрительный зал — сложно поверить, что здесь покажут номинанта на «Золотую маску».
За полчаса до начала людей запускают в здание, где уже приглушили свет и включили тревожную инструментальную музыку, моментами напоминающую звуки сирены.

Именно эта музыка помогает постепенно погрузить пришедших в содержание спектакля. Их ждет постановка по циклу пьес британца Марка Равенхилла, посвященному сущности и разным формам войны. Импровизированный партер заполняется быстро — вместе со зрителями места занимают и артисты театра, которые не задействованы в спектакле. На места опоздавших поспешно рассаживают людей без билетов.

Безэмоциональный, как будто специально созданный для «shoot / get treasure / repeat», голос объявляет о том, что постановку показывают в рамках фестиваля «Золотая маска». Свет в здании выключается, а его единственным источником остаются специальные лампы на колоннах — работа художника по свету, также номинированная на премию.
Герои шести пьес Равенхилла, объединенных в постановку, выходят в полутьму зала, где каждого из них ожидает своя «клетка». То, что при свете напоминало подземную парковку, приобретает вид бункера. Актеры, одетые в одинаковые комбинезоны, похожие то ли на форму, то ли на тюремную одежду, на протяжении спектакля передвигаются по пространству здания, пока одна пьеса сменяется другой. Все они посвящены разным формам войны, насилию и отчужденности людей друг от друга.

Герои, особенно в начале постановки, ведут себя отстраненно. Все реплики произносятся без эмоций и в очень быстром темпе. Зритель «зеркалит» такую модель поведения, получая возможность отвлечься от неприятной темы.
К середине спектакля накал эмоций героев растет, что сразу отражается и в зале. Некоторые начинают ерзать на стульях, лица сжимаются. Абстрагироваться от происходящего непросто. Справа слышится всхлип соседа, который не сдержался, наблюдая эпизод, где матери сообщают о гибели сына на войне.

Актеры практически все время кричат, играя последнюю пьесу из шести. Огромное пространство здания как будто сокращается до тесноты небольшого лифта и начинает давить. Спектакль заканчивается.

Зрителей приглашают спуститься со своих мест туда, где только что была сцена. Люди оказываются стоящими рядом с актерами — теперь они часть того, что только что посмотрели. С ними два часа свободно и без цензуры, используя нецензурную лексику, разговаривали о том, что не каждый осмелится высказать, даже сидя в компании друзей на собственной кухне. Актеры кланяются.

II. МОЛЧАНИЕ
Сафия и Вячеслав в своем театре, да и в жизни, ставят под сомнение надобность крика. Даже разговора. Даже слов. Им важно самовыражение и общность взглядов. Молодые режиссеры занимаются развитием творческого объединения «Студия VKVADRATE»: устраивают спектакли, перформансы, концерты, пишут и сводят музыкальные материалы, а еще обучают театральному мастерству. Помимо этого они играют в электротеатре «Станиславский» в постановке Бориса Юхананова «МИР РИМ».
Когда работаешь с любителями, которые приходят в студию, и начинаешь вскрывать их естество и развивать природный дар, то понимаешь, что в них какое-то качество может бурлить так сильно и так ярко, что, казалось бы, поставь рядом профессионального актера, и он станет незаметным.
<<
Сафия и Вячеслав не учат ремеслу. В студии они обмениваются даром творчества друг с другом. VKVADRATE — это место, где человек может выразить все, что у него внутри, чувствуя себя при этом в полной безопасности. Здесь можно делать то, чего требует душа, и не бояться допустить ошибку.
Вячеслав, 31 год
Сафия, 28 лет
<<
В начале необходимо наблюдать за человеком и давать ему возможность по-разному проявляться. И вот он начинает бурлить как вулкан, низвергается, а потом приобретает какую-то форму. Иногда он находится в заблуждении и не понимает, его ли это. И чтобы проработать ощущение себя, необходимо дать ему полную свободу самовыражения.
Изначально нас греет идея. Мы начинаем делать, еще не понимая, во что это превратится на выходе. Это сложнее продвигать, но это, сто процентов, полная свобода вне формата. Мы просто позволяем людям быть и течь в ту сторону, куда хочет впадать душа.
Сафия и Вячеслав создали театральное объединение, уже будучи парой, что сделало его особенно значимым, интимным. Для них важно, чтобы он развивался, словно дитя. А они, в свою очередь, как родители, будут подготавливать для этого необходимую почву и просто любить. По мнению героев, именно в этом и заключается жизненная истина.
Сафия и Вячеслав воспринимают свое театральное детище как ребенка: «Если мама и папа искренние, настоящие, они не будут растить ребенка под какой-то определенный формат. Есть родители, которые так делают, говоря ребенку: «Ты вырос в семье врачей, поэтому обязан стать врачом». А есть родители, которые просто дают возможность ему самому расти. Просто любить. Вот и все».
В рамках программы курса участники играют в спектакле на профессиональной театральной площадке для настоящих зрителей. У Сафии и Вячеслава нет заранее подготовленного учебного сценария. По словам Вячеслава, они каждый раз изобретают заново, а выбор спектакля напрямую зависит от характеров тех, кто к ним приходит. Но для своих учеников Сафия и Вячеслав, в первую очередь, не наставники, а сотворцы. Они одновременно являются и учителями, и учениками друг для друга.
<<
Мне вспомнились слова нашего художественного руководителя Бориса Юхананова. Однажды он сказал: «Вы получаете опыт от получения опыта». То есть ты просто учишься учиться. И так всю жизнь. Без этого никак.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website